?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share
На Манифест "Мещанской Перспективы"
слава петров
sl_petrov
О необходимости самоорганизации гуманистического
экспертного сообщества для Большого Города

45 лет тому назад на экраны мира вышел фильм «Солярис» Андрея Тарковского. Это было если не послание, то философский вопрос: в том ли направлении движется наш индустриальный, все более технологичный мир?

Метафора одинокого и обреченного отчего дома с запущенным садом, зажатого между удушающими кольцами магистралей, бетонно-стеклянными мегакубометрами уже в те времена читалась как неизбежная антиутопия.

После Тарковского о том же самом снимали Г.Реджио «Койяанискаци», А.Паркер «Стена», вплоть до апофеоза «Матрицы» братьев Вачовски. Суть предупреждения одна – перерождение человека в обезличенный винтик огромной индустриальной машины.


Восприятие индустриальных технологий как чуда и поклонение им как панацее от всех недугов общества – тоже давняя мода. Поклонение Машине лежит в основе всех идеологий индустриальной эпохи. Противопоставить всеобщему машинному счастью конкретные представления о личном или семейном счастье – значило быть "мещанином".

Для наглядности можно вспомнить рассуждения Рудольфа-Родиона о телевидении, которое заменит театр, кино и все на свете. Чем не Матрица? А задолго до ироничного фильма В.Меньшова было у Ильи Ильфа: «Вот радио есть, а счастья нет». Теперь того же счастья путем нажатия кнопки ожидают от технологий Интернета.

Согласимся с тем, что без развития технологий и технических знаний сложно, если вообще возможно разрешить общие проблемы миллиардов людей. Однако даже для глубоко верующих в великую силу технологических знаний будет уместно перефразировать:
Это технологии – для Человека, а не человек для Технологии!


Человеческое измерение суммы технологий особенно актуально для жизни Большого Города, столичного мегаполиса.

Даже актуальные споры в московском обществе о «реновации хрущоб» упираются в этот мировоззренческий выбор: жизнь горожан подчинена индустрии градостроительства или наоборот? Что важнее: Мещане с их тихим уютом или неослабная мощь индустриальной Машины? Машина вот уже второй век обещает всем привести к всеобщему счастью.

Сам по себе личный выбор в пользу простого мещанского счастья не освобождает нас от власти технологий, от судьбы винтика в индустриальной машине. Для этого требуется подчинить технологии Знаниям о Человеке.

Иначе естественные свободы человека слишком легко подменить «свободой выбора» ориентации «винтика», управляемого безличной Машиной. 



Вслед за Иммануилом Кантом, патриархом естественнонаучного мировоззрения повторим, что счастье Человека, как и счастье Человечества заключается в полном развитии всех заложенных Природой способностей. Не исключая и способности к развитию технологий, машин.

Эти изначальные природные задатки не могут не включать весь спектр естественных природных и социальных связей каждого человека. Причем именно эти естественные связи наиболее уязвимы, требуют особого внимания и развития в условиях Большого Города индустриальной эпохи.

Именно поэтому нужно искать, беречь, развивать Знания о Человеке в Большом Городе. В том числе знания о связи с Природой (домашними и уличными животными, растениями, парками, реками и даже малыми лужами и ручейками). Точно также нужно беречь и развивать традиционные и современные знания о развитии детей и юношества, отношениях полов, семейном счастье в Большом Городе, о благоприятной для этого культурной городской среде. Наконец, само стремление к знаниям о Человеке, Природе, как и о технологиях, требует постоянной поддержки в городской среде.


Одна из самых больших опасностей индустриальной Матрицы – это деградация знаний, атрофия природного инстинкта любопытства и развития. Виртуальные соблазны диктуют простые решения всех вопросов – взять гаджет, нажать на кнопку, кликнуть на ссылку, ждать отклика Машины.

Одним из парадоксальных следствий увлечения технологиями является падение уважения не только к традициям, но и к практическому Опыту, и даже к Философии и научным Законам, а также к носителям и хранителям этого Знания.

Сложно ожидать от общества возрождения интереса к самому себе, к самопознанию без активной самоорганизации самих носителей знаний, экспертного сообщества. Важно при этом научить общество, его активную часть формулировать в ходе дискуссии и задавать правильные вопросы именно тем людям, которые обладают необходимым опытом и знаниями.

Надеюсь, что «Мещанская Перспектива» сможет стать именно таким местом встречи экспертного сообщества и дискуссионного общественного актива. Местом встречи назревших вопросов и продуманных ответов, необходимых для естественного развития Большого Города.